ВВОДНЫЙ КУРС

Легенды о музыке

Музыкальное искусство зародилось в глубокой древности и сопровождало человека всю его жизнь. Обладая большой силой эмоционального воздействия, музыка испокон веков была окружена всевозможными преданиями и мифами, потому что люди наделяли ее мистическими способностями. Они верили в ее волшебную силу, которая способна творить самые настоящие чудеса и слагали множество легенд о великих певцах, композиторах, исполнителях и их инструментах.


Хотите узнать больше разных легенд о музыке, пройдите по ссылке: https://soundtimes.ru/mify-i-legendy


Мифы и легенды во все времена служили источником вдохновения для творчества. Создано огромное количество картин, скульптур и множество музыкальных произведений. Самой знаменитой легендой была легенда об Орфее и Эвридике.
Предлагаю к просмотру одну из самых известных одноименных опер немецкого композитора К.В. Глюка.
Историю создания оперы и содержание вы найдете здесь: https://www.belcanto.ru/orfeo.html
Узнать больше о музыке - http://www.intoclassics.net/news/2017-10-19-19052
Уникальная съемка «Орфея и Эвридики» в замке в стиле барокко в Чешском Крумлове приурочена к 300-летию со дня рождения Кристофа Глюка, которое отмечается в 2014 году.
Одна из самых красивых мелодий из оперы Глюка исполняется на флейте и передает настроение полной умиротворенности в мире духов и теней. 
Но не только греческие легенды и мифы являлись источником вдохновения для композиторов. 
Русские былины также заслуживали большого внимания. Одна из таких былин - это былина о новгородском гусляре Садко.
Хотите узнать больше? Заходите на сайт - https://vseskazki.su/narodnye-skazki/russkie-byliny/bylina-sadko-chitat.html
А сейчас посмотри былину "САДКО" на видео. 
Или посмотри оперу "САДКО" Николая Андреевича Римского-Корсакова в постановке Большого театра 1980 года.
Выразительные средства музыки
     Музыка - это искусство звуков. Мир, в котором мы живем, наполнен различными звуками. Их можно разделить на 3 группы: шумовые, музыкальные и звоны. Музыкальный звук можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте.  Музыкальный звук имеет четыре свойства: высоту, длительность, громкость и окраску. Различные сочетания музыкальных звуков образуют выразительные свойства музыки. К ним относятся: мелодия, лад, гармония, ритм, метр, динамика, темп, тембр, тональность, регистр, фактура.
     Чтобы лучше понять эти сложные термины, советую их подробно изучить при помощи учебников и моих ссылок на аудиопособие.
Используй 2 учебника: https://cloud.mail.ru/public/s6U1%2F4WdhwXSeQ
и еще https://cloud.mail.ru/public/nA1k%2F58ttwqP3K

МЕЛОДИЯ
Аудиопособие - https://cloud.mail.ru/public/4itv%2FWuwE8Snt7

ГАРМОНИЯ, РИТМ, ЛАД
Аудиопособие - https://cloud.mail.ru/public/L6Wn%2FzRfi2SmXi

ТЕМБР, РЕГИСТР
Аудиопособие - https://cloud.mail.ru/public/marw%2FB2gL217ui

ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА
Аудиопособие - https://cloud.mail.ru/public/5Kzd%2F2X6rDJgcx

ТЕМП, ШТРИХИ, ДИНАМИКА
Таблицы - https://cloud.mail.ru/public/iw6U%2Fr8SapU6DT

ФАКТУРА
Аудиопособие - https://cloud.mail.ru/public/McD8%2FUWbaenPsg
Сергей Михайлович Слонимский — советский и российский композитор, пианист, музыковед, педагог, профессор. 
Народный артист РСФСР. Более подробно о нем можно прочитать здесь - https://www.belcanto.ru/slonimsky.html

На видео сюита С. Слонимского "О принцессе, не умевшей плакать"
Музыкальные жанры
Слово "жанр" переводится с французского как "вид", "род". Жанр - это род, вид музыкального произведения. В музыку это понятие пришло из живописи. Фламандские и голландские художники 16-17 веков прославились картинами, на которых изображены различные эпизоды из народной жизни - праздники, труд крестьян и ремесленников, бродячие музыканты, сцены из домашнего быта. Художники, которые писали такие картины, назывались жанристами, а их картины - жанровой живописью.

Музыкальное искусство богато разнообразными жанрами, которые можно разделить на 4 группы: вокальные, инструментальные, вокально-инструментальные, музыкально-сценические (театральные). Но все они сформировались на основе трех основных жанров - песни, марша и танца.
ПЕСНЯ
Что такое песня? Песня - это древнейший жанр вокальной музыки, который объединяет мелодию и слова в единый песенный образ. 
Пение появилось в глубокой древности. Издавна человек хотел понять огромный мир, в котором он живет. Люди поклонялись таинственным силам, управляющим этим миром. В обрядах они пытались общаться со своими божествами через заклинания, молитвы, ритуальные танцы. Обрядовые молитвы и заклинания произносились с особой выразительностью - ритмично и нараспев. Так рождались первые песни. Постепенно песни и музыка все больше входили в жизнь людей. Матери напевали детям колыбельные; женщины пели за прялкой; мужчины, выполняя совместную тяжелую работу, помогали себе трудовыми песнями. Так складывалось народное музыкальное творчество - музыкальный фольклор.
Немного истории развития вокальной музыки
Начиная с 10-12 века развитие вокальной музыки пошло сразу в двух направлениях: народная и духовная (церковная). А так как в далекие времена служители церкви были самыми образованными людьми (именно в церкви зарождается письменная традиция), первой профессиональной музыкой в христианской Европе становится церковная музыка. Все жанры церковной музыки были вокальными и исполнялись на латинском языке.
Постепенно у аристократии возникает своя профессиональная вокальная музыка, не связанная с церковью. Их песни исполнялись на романских языках (испанском, итальянском, французском, португальском) и стали называться романсами. Такую музыку называют светской. Авторами первых светских песенных жанров были трубадуры. Трубадуры были людьми не просто грамотными, а очень образованными, учеными. Часто они происходили из аристократических семей. Произведения трубадуров были разнообразны по содержанию, но среди этого разнообразия можно выделить две большие группы: лирические и героические. Постепенно романсы трубадуров приобретают известность и начинают разделяться между собой. Появляется множество вокальных жанров. Песни, романсы, баллады трубадуров стали первой профессиональной вокальной музыкой.
Слушать народную вокальную музыку
Речитатив и кантилена
Долгое время народную вокальную музыку называли песнями, а сочинённую композитором – романсами. Лишь в 19 веке произошло разделение профессиональной композиторской музыки на песни и романсы.
Четкой границы между этими жанрами нет, но есть особенности, которые позволяют их различить. В песне выражено общее настроение стихов, в романсе мелодия отражает слова более детально. Аккомпанемент в романсе играет более важную роль, чем в песне: он не просто сопровождает мелодию, а дополняет музыкальный образ.
Вот как выглядят определения песни и романса:
Песня - вокальная миниатюра, которой главная роль отводится мелодии. Мелодии песен отличаются простотой и выражают общее настроение слов. Форма песен чаще всего куплетная.
Романс - вокальная миниатюра, в которой используются более разнообразные, чем в песне, средства музыкальной выразительности. В форме романсов встречаются точные повторения.
Мелодия в песнях и романсах, похожая на речь, называется речитативом. В речитативе музыкальная интонация сближается с речевой и подчиняется словам. В таких песнях и голос, и фортепианное сопровождение одинаково важны. Если же в песне или романсе главная роль отводится музыкальному распеву, а слова отходят на второй план, о таких мелодиях говорят, что это мелодия широкого дыхания, или кантилена. В кантилене фраза переходит одна в другую, создавая впечатление бесконечной мелодии. Речитатив и кантилена встречаются не только в вокальной музыке, но и в инструментальной.
Слушать аудиопособие по теме:
А теперь выполни простое задание: 
прослушай песню Модеста Мусоргского "Блоха", 
затем полонез Михаэля Огиньского "Прощание с Родиной" 
и ответь на вопрос, какое из произведений было речитативом, а какое кантиленой.
Марш
Марш - это жанр инструментальной музыки, сопровождающий и организующий массовые шествия. В переводе с французского Марш означает "ходьба", "движение". Традиция сопровождать музыкой различные шествия возникла еще в древности. Например, в греческой трагедии хор входил на сцену и уходил с нее в маршевом порядке.

В 14-15 веках в Западной Европе во время смотра войск стала обязательной ходьба в ногу. Возникла необходимость музыкально организовывать движение войска строевым шагом. Так появился военный марш. Вскоре для исполнения маршевой музыки были созданы военные оркестры из деревянных и медных духовых инструментов.

Марши сопровождают не только военные походы, а так же торжественные церемонии и траурные шествия. Так возникают разные виды маршей.

При всем разнообразии и отличии друг от друга все марши имеют общие черты:
1. Размер 4/4, в детских маршах может встречаться 2/4
2. Квадратное строение (четкое деление на равные отрезки по 4 или 8 тактов)
3. Простая и четкая фактура аккомпанемента, выделяющая каждую долю
4. Пунктирный ритм
5. Умеренный темп (в траурных маршах - медленный)
Слушать разные виды маршей
Танец
Танец (от немецкого «танц») – это искусство выразительных движений в определенном ритме.
Танцу столько же лет, сколько всему человечеству. Издавна люди выражали свои чувства через слаженные движения. Характер и ритм этих движений связан с традициями и условиями жизни разных народов, каждой исторической эпохи.
Музыка и танец – неразлучны между собой.

Танцевальная музыка – это музыка для сопровождения танца. Она усиливает выразительность движений и жестов танцующих. Музыка каждого вида танца отличается темпом, размером и ритмом. Это и является главной характеристикой каждого вида танцевальной музыки. Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная. Музыку, под которую танцуют, называют прикладной. А музыка, которую слушают в концертном зале, называется концертной.
При этом музыка для танцев делится на народную и профессиональную. Первая возникла в народе, а вторую сочиняют композиторы. 
В своих истоках танец всегда был и остается народным. Именно это и привлекает композиторов. Они часто используют народные танцевальные мелодии в своих произведениях – операх, балетах, симфониях. Из народных танцев произошли и бальные танцы. Они имеют отличные от народных черты. Мы рассмотрим по порядку танцевальную музыку, сначала народную, а затем бальную.
Народные танцы
Народные танцы имеют древнюю историю. Самые древние танцы были обрядовыми и ритуальными. Позже появляются воинственные и трудовые танцы. Древние люди верили в силу танца, через него пытались задобрить богов. У разных народов есть похожие танцы – хороводы, которые включают в себя движение по кругу, потому что круг – символ солнца.

Народный танец обычно строится свободно. Каждый танцор может импровизировать, вносить в общую пляску свой темперамент, фантазию. Музыка народного танца проста. Она состоит из одной или двух мелодий, которые повторяются много раз с различными изменениями (варьируются). В народной практике танец часто соединяется с песней. Такой танец называется песня – пляска.
Слушать музыку народных танцев
Бальные танцы
Когда-то давным-давно и короли, и богатые вельможи, и простые крестьяне одевались по одной и той же моде, пели одни и те же песни, танцевали одни и те же танцы. А выделялись аристократы только богатством и властью. Но со временем в богатых дворцах и поместьях появилась своя мода, возникли свои манеры, стали устраивать балы, на которых танцевали свои, бальные танцы. Эти танцы значительно отличались от народных. А произошли бальные танцы от народных и даже сохранили их названия, только звучали они по другому и танцевали их иначе. 
Бальные танцы появились в XV веке в Италии, а позднее в XVII веке распространились по всей Европе. 
В России бальные танцы появились в начале XVIII века во время правления Петра I. Но если народные танцы были в каждой стране свои, особые, 
то бальные танцы были известны всей Европе.
Слушать музыку бальных танцев
Гениальная хореография балерины Майи Плисецкой на не менее гениальное произведение  Мориса Равеля "Болеро".
Сюита греческих танцев "Сиртаки" Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.
Программно-изобразительная музыка
Программная музыка – это род инструментальной музыки. Это  музыкальное произведение, которое имеет словесную, нередко поэтическую программу и раскрывает запечатленное в ней содержание. Программой может служить заглавие, например, пьеса «Утро» Эдварда Грига из музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». При этом программа может быть обобщенной и подробной.
Обобщенная программа выражается в виде заголовка, названия, эпиграфа. Например, русский композитор П.И. Чайковский написал фортепианный цикл "Времена года" в котором 12 пьес. Каждая имеет название, заголовок и эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов.

    Не всегда произведение имеет и название, и заголовок и эпиграф, достаточно одного названия, которым автор поясняет содержание произведения и оно уже является программным.    

    Подробная программа – это использование сказки или рассказа, которое дает точное описание содержания музыки.
    Так, например, в фортепианной пьесе композитора В. Гаврилина «Генерал идет» сразу после названия дано меткое описание содержания музыки:

    Генерал идет (картинка из старой книги)

    «Идет по улице генерал. Грудь вся в орденах, сапоги со скрипом, в глазах молнии, и от него прямо-таки пахнет пальбой и командами, и чувствуется, что это ужасно отважный генерал и что даже просто герой. И все, кто был в это время на улице, относятся к нему с большим уважением. Все остановились, чтобы показать ему свое почтение, а многие совсем сошли на мостовую, чтобы как можно лучше уступить ему дорогу и тем самым уважить его еще больше. Тем более. Что генерал до невозможности старый. Такой старый, что просто даже дряхлый. И он вот-вот рассыплется. Тем более, что он хромает на левую ногу. И все очень уважают его за это. А может, просто боятся его задеть, чтобы как-нибудь его нечаянно не разрушить»

    Темой программного произведения может быть прочитанная сказка, рассказ, увиденная картина художника, подмеченное явление природы или какая-нибудь бытовая сцена. И все это композитор изображает в музыке разными средствами выразительности: тембрами инструментов, красочной гармонией, широкими интервалами, песенными или танцевальными интонациями. А мы, слушая гениальные произведения, представляем себе летнюю грозу, рокот волн, завывание и свист ветра. В музыкальном произведении можно изобразить и пространство: бескрайние равнины, просторы полей, безбрежные моря. Один из излюбленных приемов изобразительности – имитация (в пер. с лат. - подражание). Можно подражать звукам природы, пению птиц, голосам разных животных. При этом изображать можно не только звуки, но и движения, повадки животных и птиц, походку разных героев. Так композитор, раскрывая характер персонажа в музыке, рисует музыкальный портрет. Таким образом, музыка, в которой есть подражание звукам окружающего нас мира, называется изобразительной.
    Франсуа Куперен "Сестра Моник"
    Н.А. Римский-Корсаков "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане"
    В.А. Гаврилин "Генерал идет"
    Анатолий Константинович Лядов
    (1855 - 1914)


    "...Дайте мне сказку, русалку, дракона, лешего, дайте - чего нет, только тогда я счастлив" А.К. Лядов
    А. Лядов принадлежит к младшему поколению замечательной плеяды русских композиторов второй половины XIX в. Он проявил себя как талантливый композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. В основе творчества Лядова лежат образы русского эпоса и песенного фольклора, сказочной фантастики, для него характерна проникнутая созерцательностью лирика, тонкое ощущение природы; в его произведениях встречаются элементы жанровой характеристичности и комизма.

    Излюбленная музыкальная форма Лядова — небольшая инструментальная или вокальная пьеса. Композитор в шутку говорил, что он не выносит больше пяти минут музыки. Все его сочинения — это миниатюры, лаконичные и отточенные по форме.

    Предлагаю посмотреть видео трех наиболее знаменитых произведений Анатолия Константиновича:
    Картинка к русской народной сказке для большого оркестра "Баба-Яга" 1904 год. Симфонический оркестр Белгородской гос. филармонии. Дирижёр - Дмитрий Филатов.
    Народное сказание для оркестра "Кикимора" 1909 год. Исполняет Санкт-Петербургский симфонический оркестр под управлением Юрия Темирканова.
    Сказочная картинка для оркестра "Волшебное озеро" 1909 год. Исполняет филармонический симфонический оркестр. Дирижер - Юрий Темирканов.
    Камиль Сен-Санс сюита "Карнавал животных"
    "Сен-Санс принадлежит в своем отечестве к небольшому кружку представителей идеи прогресса в музыке"  П.И. Чайковский

    Камиль Сен-Санс вошел в историю прежде всего как композитор, пианист, педагог, дирижер. Однако подобными гранями далеко не исчерпывается талант этой поистине универсально одаренной личности. Сен-Санс был также автором книг по философии, литературе, живописи, театру, сочинял стихи и пьесы, писал критические эссе и рисовал карикатуры. Он был избран членом Французского астрономического общества, ибо его познания в физике, астрономии, археологии и истории не уступали эрудиции иных ученых.

    Однажды в начале 60-х годов — молодой профессор школы Нидермейера обещал своим ученикам написать шуточное произведение под названием "Карнавал животных". Однако обещание это Сен-Санс выполнил спустя 20 с лишним лет. В феврале 1886 года прославленный композитор и пианист, утомленный гастрольной поездкой по Германии, уединился в маленьком австрийском городке и за несколько дней написал «Карнавал животных»
    По словам самого композитора сюита "Карнавал животных" - это большая зоологическая фантазия. Написана она для необычного состава инструментов: флейта, флейта-пикколо, кларнет, ксилофон, стеклянная гармоника (иногда используется челеста), 2 фортепиано, струнный квинтет 
    (2 скрипки, альт, виолончель, контрабас).
    На самом деле Сен-Санс хотел устроить сюрприз превосходному французскому виолончелисту Лебуку, — ему предстояло выступить в карнавальном концерте. Сыгранный им № 13 из «Карнавала животных» под названием «Лебедь» принес шумную славу как исполнителю, так и композитору. На протяжении ста лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Сделаны его переложения чуть ли не для всех существующих инструментов, вокальные обработки «Лебедь — над водой», «Озеро грез» и даже «Мать Кабрини, святая XX века». Наиболее известен балетный номер «Умирающий лебедь», сочиненный на эту музыку знаменитым русским хореографом Михаилом Фокиным для Анны Павловой, одной из лучших балерин начала XX столетия.
    Премьера «Карнавала животных», по одним источникам, состоялась в Париже сразу же после написания, 9 марта 1886 года, в узком кругу. 
    По другим сведениям, он прозвучал еще в феврале, в парижском зале Вивьен, а затем — в «Обществе трубы», основанном для исполнения камерной музыки, членом которого был и Сен-Санс. Второго апреля того же года состоялся специальный показ «Карнавала животных» в салоне прославленной певицы Полины Виардо для Листа, посетившего Париж незадолго до смерти. На издание автор наложил запрет. Лишь в завещании, отказывая в праве публикации всех неизданных сочинений, Сен-Санс сделал исключение для «Карнавала животных», который и вышел в свет вскоре после смерти композитора, в 1922 году.

    Источник материала - https://www.belcanto.ru/sm_saint_carnaval.html
    Аудио сюиты "Карнавал животных"
    Предлагаю к просмотру фильм-фантазию 2010 года на музыку Камиля Сен-Санса "Карнавал животных" французского режиссера Энди Соммера.
    Музыка в театре
    История театральной музыки восходит к древнейшим видам театра, унаследовавшим от религиозных обрядовых действий их синтетический характер.
    В античной и древней восточной драме на равных правах объединялись слово, музыка, танец. В древне-греческой трагедии, выросшей из дифирамба, музыкальную основу составляло хоровое унисонное пение в сопровождении инструментов. С тех пор театр и театральная музыка прошли большой путь развития. Современная театральная музыка подразделяется на прикладную (второстепенную), которая сопровождает театральное представление или кинофильм, и профессиональную. К профессиональным музыкально-сценическим жанрам относятся оперы, балеты, оперетты, мюзиклы и рок-оперы. Часто музыка, написанная композитором для сопровождения драматического спектакля или кинофильма, становится настолько популярной и любимой, что композиторы составляют из этих номеров сюиты, кантаты и другие профессиональные произведения в различных жанрах для концертного исполнения. В этом разделе мы познакомимся с одним из таких произведений, музыкой из спектакля "Пер Гюнт", написанной норвежским композитором Эдвардом Григом. А так же историей создания оперы и балета.
    Эдвард Григ симфоническая сюита "Пер Гюнт"
    "...Я вычерпывал богатую сокровищницу народных песен родины и из этого, до сих пор не исследованного, изучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство..." Э. Григ

    Э. Григпервый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Фортепианный концерт, музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», «Лирические пьесы» и романсы являются вершинами музыки второй половины XIX в. Творческое созревание композитора проходило в обстановке бурного расцвета духовной жизни Норвегии, усилившегося интереса к ее историческому прошлому, фольклору, культурному наследию. Образ родины в единстве природы, духовных традиций, фольклора, прошлого и настоящего стоял в центре творчества Грига, направляя все его искания. «Я часто мысленно обнимаю всю Норвегию, и это для меня — нечто самое высокое. Никакой великий дух нельзя любить с такой же силой, как природу!»
    Самым глубоким и художественно совершенным обобщением эпического образа родины стали 2 оркестровые сюиты «Пер Гюнт», в которых Григ дал свою трактовку ибсеновского сюжета. Оставив за рамками характеристику Пера — искателя приключений, индивидуалиста и бунтаря, — Григ создал лирико-эпическую поэму о Норвегии, воспел красоту ее природы («Утро»), нарисовал причудливые сказочные образы («В пещере горного короля»). Значение вечных символов родины обрели лирические образы матери Пера — старой Озе — и его невесты Сольвейг («Смерть Озе» и «Песня Сольвейг»). В сюитах проявилось своеобразие григовского языка, обобщившего интонации норвежского фольклора.

    Хотите больше узнать о композиторе? Пройдите по ссылке - https://www.belcanto.ru/grig.html

    А если хотите больше узнать о сюите "Пер Гюнт", то пройдите по этой ссылке - https://www.belcanto.ru/grig.html
    Сюита 1 и 2 исполняет Молодежный академический симфонический оркестр "Слобожанский". Дирижер - Тарас Куценко
    Музыка к пьесе «Пер Гюнт» Г.Ибсена. Большой зал Московской консерватории. Дирижер - Денис Лотоев, чтец - Алексей Гуськов.
    Балет. История создания и развития балета.
    Балет - это музыкально-сценический жанр, в котором главным выразительным средством является танец. История возникновения этого жанра необычна. Балет, как и опера, родился в Италии, поэтому слово балет итальянского происхождения от ит. "ballo" — танец, танцую, бал. Но развитие свое он получает во Франции, поэтому все балетные термины французские. Как же так произошло?

    Все началось в конце 14 века в Италии. В это время появились первые танцмейстеры (балетмейстеры). Они стали создавать новые танцевальные движения, которые отличали народный танец от придворного, и стали писать целые танцевальные трактаты. Так появились бальные танцы. В 15 веке начали ставить небольшие спектакли, состоявшие из нескольких танцев, которые стали называть балетом. Но это были еще не те балеты, которые нам сейчас известны, а просто танцевальные сюиты, которые пройдут свой путь развития.
    Первый балет был поставлен при французском дворе в 1581 году французским придворным музыкантом, начальником оркестра скрипок Бальтазарини и поэтом Лашене. Авторы пытались воскресить античную драму, а открыли новый сценический жанр. Спектакль был очень пышный и красивый, в нем участвовали не только придворные, но даже сама королева. Он длился пять с половиной часов и включал в себя вокальные номера, разговорные диалоги и много танцев. Сейчас в балете нет ни вокальных номеров, ни разговорных диалогов.
    В 17 веке во Франции балет поднялся на профессиональный уровень и надолго соединил свою судьбу с оперой. Объединение оперы и балета утвердилось в творчестве французского композитора Жана-Батиста Люлли. Жан-Баттист был удивительно талантливым человеком. До нас дошли его балетные спектакли, в которых основу составляли танец и пантомима. Но он был и автором значительного количества опер, в которых танцы были самостоятельными эпизодами. Да, долгое время опера и балет были единым целым, пока не разделились на два разных жанра. Произошло это во второй половине 18 века.                              Чтобы узнать подробнее о балете, скачай презентацию:
    Балет в России
    В 1661 году в Париже открывается "Королевская Академия Танца", а позднее оперный театр "Королевская Академия Музыки", которую возглавлял Жан-Батист Люлли. В 1713 году при театре возникла Парижская школа танца. В ней сложились строгие правила классического балета. 
    В 18 веке балетные школы возникают и в других странах Европы включая Россию. Но все же балет оставался второстепенным жанром по отношению к опере. Иногда для балетов писали специальную музыку, иногда просто подбирались различные музыкальные фрагменты. 
    В 18 веке в Вене появляется жанр балета без вставных вокальных номеров. Стала развиваться виртуозная техника танца. Во второй половине 
    18 века французский танцовщик, балетмейстер и теоретик искусства хореографии Жан Жорж Новер реформировал балет. Он разработал принципы трагического и героического балета. Но при этом балетную музыку чаще писали композиторы второстепенные. Значительные композиторы тяготели к опере и симфонии. И только через сто лет, во второй половине 19 века русский композитор Петр Ильич Чайковский создает три своих шедевра - балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Щелкунчик", возведя жанр балета на небывалую высоту. Музыка балетов Чайковского наполнена глубоким содержанием и чувством. После этого и другие крупные композиторы заинтересовались этим жанром. 
    Балет "Щелкунчик" написан по сказке немецкого писателя Э.Т.А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". Сценарий "Щелкунчика" сочинил балетмейстер Мариус Петипа. Он же определил характер музыки и строение балета. Премьера балета состоялась 6 декабря 1892 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.
    Государственный кремлевский дворец театр "Кремлевский балет" представляет балет Чайковского в двух действиях. Хореограф-постановщик Андрей Петров. Дирижер - Сергей Кондрашев.
    Мариинский театр балет "Щелкунчик" 2012 год. Дирижер - Валерий Гергиев.
    Музыкальная форма
    Различные сочетания музыкальных звуков составляют музыкальную речь. При помощи музыкальной речи композиторы "разговаривают" с нами, слушателями, поверяя нам свои замыслы. 
    Подобно человеческой речи, музыкальная тоже имеет свои знаки препинания, своеобразные музыкальные слоги, слова и предложения, при помощи которых выстраивается музыкальное произведение. В любом музыкальном произведении есть свой план, своя форма. 
    Музыкальная форма - это строение музыкального произведения, порядок расположения частей и разделов в музыкальном произведении.
    Петр Ильич Чайковский 
    цикл фортепианных пьес "Детский альбом"
    Прослушать пьесы из цикла:
    Если тебе интересно узнать историю создания цикла и узнать подробную информацию о каждой пьесе, 
    жми на кнопку и скачивай дополнительный материал. Не забудь прослушивать пьесы, после прочтения.
    Крупные формы
    Чтобы лучше разобраться в крупных формах, посмотри видеоуроки-вебинары. Первый вебинар посвящен форме Вариации.