История развития музыки древних времен всегда интересовала людей всех поколений. Больше всего сведений о музыке того времени сохранились в некоторых странах Древнего мира, например в Древнем Китае, Древней Индии, Древнем Египте, особенно много в античных странах — Древней Греции и Древнем Риме, где были заложены основы европейской культуры. Музыкальная культура Древней Греции образует первый исторический этап в развитии музыкальной культуры Европы. В отличие от других видов искусства музыка античного мира не оставила в истории равноценного им творческого наследия: на протяжении восьми веков – от V века до нашей эры по III век нашей эры – сохранились всего одиннадцать образцов (частью во фрагментах) древнегреческой музыки в нотации того времени.
Музыка Древней Греции – высшее выражение культуры
Древнего мира.
В 476 году после падения Римской империи, которое произошло в результате неспособности власти управлять своей огромной территорией, завершается эпоха Античности и начинается эпоха Средневековья. Эпоха длится тысячу лет и делится на 3 условных периода: раннего (с 500 по 1000), высокого или классического (с 1000 по 1300) и позднего (с 1300 по 1500) средневековья. Основой эпохи стало христианство.
Искусство средних веков - это церковная архитектура, скульптура, мозаики и фрески, наполнявшие пространство храма. Музыкальная культура развивалась по двум направлениям: профессиональная богослужебная музыка единая для всех народов, принявших христианство и народная музыка на различных местных языках, связанная с народным бытом.
Более подробно о музыке Средневековья можно узнать, скачав 2 презентации:
Музыка продолжает развиваться по двум направлениям: светской и духовной.
Распространяется музицирование на различных инструментах, возникают кружки любителей музыки.
Термин "Возрождение" означает возврат к ценностям античного мира. А "Ренессанс" означает «заново рожденный».
В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце её творения.
Деятели эпохи Возрождения признавали высшей ценностью человека, его благо и право на свободное развитие личности. Такое мировоззрение получило название "Гуманизм".
Под влиянием идей философов-гуманистов в годы Ренессанса стремительно развивались все виды искусства - живопись, скульптура, архитектура и литература.
Более подробно об эпохе Возрождения вы узнаете, скачав 2 презентации.
Первая презентация о духовной музыке, а вторая о светской.
Выдающиеся представители эпохи:
Художники - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Альберти, Тициан, Ботичелли.
Писатели, драматурги - Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Торквато Тассо, Уильям Шекспир, Мигель де Сервантес Сааведра и многие другие.
Не забудьте скачать презентацию и конспект:
Первые оперы появились в Италии, во Флоренции на рубеже XVI - XVII столетий. Их авторы были участниками небольшого кружка любителей искусства, собиравшихся в доме поэта, музыканта и покровителя искусств графа Джованни Барди и Якопо Корси. Кружок этот вошел в историю музыки под названием «камерата Барди» или «Флорентийская камерата» (итальянское camerata - кружок, компания). Едва ли не каждый из его членов обладал разнообразными познаниями и талантами. Венченцо Галилей был композитором, теоретиком музыки и знатоком классической древности. Джулио Каччини славился как певец, арфист и автор интересных музыкальных сочинений. Якопо Пери также прекрасно пел, писал музыку и служил придворным органистом. Оттавио Ринуччини был поэтом.
Члены камераты были большими поклонниками античного искусства и мечтали возродить древнегреческую трагедию. По сохранившимся описаниям они знали, что во время представления трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида актеры не проговаривали, а пропевали текст, и что там участвовал поющий и танцующий хор. Однако какова была музыка в древнегреческом театре, они не имели ни малейшего представления, поскольку никакого документального материала у них не было. Тем не менее, из высказываний античных философов и поэтов они сделали вывод, что манера исполнения античных актеров представляла собой нечто среднее между пением и обычной речью, и попробовали создать мелодию такого же типа. Результатом их экспериментов было создание речитатива - речевой мелодики. Это была вокальная мелодия полунапевного, полудекламационного характера, предназначенная для сольного исполнения с инструментальным сопровождением.
Материал взят с источника - https://studfile.net/preview/7463986/page:2/
Более подробно можно узнать об эпохе, скачав две презентации:
Его называли "ученым", то есть скучным музыкантом.
А церковь находила его музыку слишком живой и человечной, слишком волнующей. Поэтому, очень мало произведений Иоганна Себастьяна было напечатано при его жизни. Большой общественный интерес к музыке Баха возник много лет спустя после его смерти. В 1802 году была издана его биография, написанная профессором И.Н. Форкелем. А после того, как немецкий композитор-романтик Феликс Мендельсон в 1829 году исполнил в Берлине «Страсти по Матфею», музыка Баха зазвучала по всему миру.
Иоганн Себастьян Бах обладал энциклопедическими познаниями и удивительным трудолюбием. Был знатоком клавишных инструментов, особенно органа. Сконструировал новые инструменты – клавесин-лютню и виолу-помпозу.
Четверо из его сыновей – Вильгельм Фридеман Бах, Иоганн Христиан Бах, Иоганн Кристоф Фридрих Бах, Карл Филипп Эммануэль Бах – ещё при жизни отца стали знаменитыми музыкантами.
Иоганна Себастьяна Баха
Имя И. С. Баха, записанное обозначениями нот В – А – С – Н, также подразумевает «баховское число».
Иоганн Себастьян Бах считал, что его личным числом является 14. Указание на него имеется и в вензеле личной печати И. С. Баха:
ему соответствуют четырнадцать лепестков, украшающих внешний контур рисунка.
Семья И.С. Баха придерживалась традиций XVIII века, когда было принято музицировать и вести домашние альбомы. В такие альбомы записывались стихи и ноты для исполнения и обучения – и оригинальные, баховские, и других авторов. Так появились два больших сборника, которые, объединившись, получили название «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»
Бах воплотил в музыке богатый и сложный внутренний мир человека, возвышенные и глубокие религиозные чувства. Сохранилось свыше 1000 произведений во всех жанрах того времени, кроме оперы. Мелодиям Баха присуща напевность народных песен и хоралов, инструментальная выразительность. Истоками музыкального языка являются немецкая песня и протестантский хорал. Хоровая полифония эпохи Возрождения. Итальянская и немецкая органная музыка. Итальянская опера и итальянская скрипичная школа. Французская клавесинная музыка.
В творчестве И. С. Баха сложилась тональная система мажора и минора: гармоническая функциональность, главенство тоники, модуляции в пределах мажоро-минорной системы.
Новаторство – традиционные жанры обогатил чертами, заимствованными из других видов музыки. Объединил токкату, фантазию, прелюдию с фугой в двухчастный цикл в органной и клавирной музыке. Создал жанр клавирного концерта. Создал произведения для начинающих музыкантов: инвенции и симфонии, фортепианный альбом «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» и многое др.
Список органных произведений: Прелюдии и фуги, токкаты и фуги, фантазии и фуги, пассакалья до минор, концерты для органа, партиты, хоральные вариации, а так же хоральные прелюдии, которые были любимым лирическим жанром И.С. Баха. В основе хоральных прелюдий – протестанский хорал (духовные песнопения не на латинском, а на немецком языке).
Образы и темы - размышления о человеческих радостях и горестях, о нравственном долге, возвышенном, религиозном чувстве.
Музыкальный язык - красивые и певучие мелодии, тонкий колорит, выразительные сочетания регистров. Технические особенности инструмента давали возможность создавать произведения торжественные, патетические и драматические. И.С. Бах находил разные способы обработки тем: основной напев хорала оплетали другие мелодии, иногда хоральный напев господствовал над другими голосами.
Орган - древнейший клавишно-духовой инструмент, сопровождающий пение во время богослужения. Орган обычно имеет пять клавиатур: четыре мануала (клавиатуры для рук) и одну ножную (педаль из 32-х клавиш). Звуки на органе возникают при нажатии клавиш, которые открывают доступ воздуха в органные трубы. Трубы разной величины, но одинакового тембра образуют группу труб – регистр. Звучание органа отличается монументальностью, разнообразием оттенков и приёмов игры, недостижимых ни на одном другом инструменте.
Новаторство: Обогатил содержание клавирной музыки. Расширил круг образов, привнеся в неё лиризм и глубокую философию. Трактовал клавир не только как домашний инструмент, но и как концертный. Добиваясь певучести инструмента, реформировал технику игры: вместо обычного в то время использования при игре трёх пальцев, ввёл в постоянное употребление первый и пятый пальцы. Применял систему подкладывания первого пальца под третий и четвёртый, что позволяло продлевать мелодическую линию. Расширил круг жанров, традиционных для этого инструмента.
Под влиянием скрипичного концерта сочинил клавирные концерты, а под влиянием органного искусства – фантазии и фуги, прелюдии и фуги. Клавирные сочинения И. С. Баха имеют педагогическую ценность. Многие из них были созданы для занятий его жены, сыновей и учеников.
Слово «инвенция» переводится как «выдумка», «изобретение». Инвенция – это небольшая пьеса полифонического склада.
Несмотря на скромные размеры, инвенции разнообразны по содержанию и чрезвычайно выразительны. Каждая инвенция построена на одной теме, которая и определяет основной характер произведения. Тема неоднократно проводится во всех голосах.
Инвенции имеют педагогическую направленность, цель которой – привить ученикам серьёзное отношение к музыке и выработать певучий звук на основе связной игры (legato).
Каждый том ХТК состоит из 24 прелюдий и фуг, охватывающих 12 мажорных и 12 минорных тональностей, расположенных по хроматизму.
Всего в двух томах 48 прелюдий и фуг по 24 прелюдии и фуги в каждом.
Общая характеристика:
ХТК называют энциклопедией баховских форм (фуги), образов, мыслей, чувств. В темах прелюдий и фуг ХТК синтезировалась мелодика разных жанров
и эпох: темы-речитативы, песенные, танцевальные, инструментальные (часто имитирующие приёмы скрипичной, гитарной игры).
Основная идея ХТК:
Утверждение равноправия всех 24-х тональностей: по причине несовершенства настройки инструмента тональности свыше четырёх знаков звучали фальшиво и композиторами не использовались. И.С. Бах писал для клавира новой конструкции, где октава была разделена на двенадцать равных полутонов, то есть равномерно (хорошо) темперирована.
Значение ХТК:
В XX веке ХТК стал образцом для аналогичных циклов прелюдий и фуг во всех тональностях: Прелюдии и фуги Дмитрия Шостаковича, Родиона Щедрина, «Ludus Tonalis» Пауля Хиндемита.
Старинная сюита – многочастное циклическое произведение, состоящее из танцевальных пьес, предназначенных для концертного исполнения или обучения. Основу сюиты составляли четыре старинных танца: аллеманда, куранта, сарабанда, жига.
Цикл основан на принципе контрастного сопоставления танцев (по характеру, темпу, метроритму, фактуре). В единое целое танцы объединяют: тональность, двухчастная форма каждого танца, жанр, контрастность. Часто между сарабандой и жигой помещались другие танцы: менуэт, гавот,
бурре, полонез, лур, паспье. Иногда включались и нетанцевальные пьесы: прелюдии, токкаты, арии и др.
Французские сюиты более скромные по масштабам, чем Английские.
Классицизм – (от лат. сlassicus – образцовый) – стиль в искусстве XVII – начала XIX веков.
Классицизм возник во Франции в XVII веке сначала в литературе и театре, а затем в музыке, отразив в своём искусстве смену мировоззрения с религиозного на светское.
В XVIII столетии начался новый виток развития общественного сознания – настала Эпоха Просвещения.
Скачайте и посмотрите 2 презентации на тему "Эпоха Классицизм"
Первая презентация представляет общие сведения о Классицизме:
и квартета» – в его творчестве эти жанры стали классическими. Гайдн – создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.
Музыка Гайдна – жизнерадостная, энергичная, светлая, а большинство его произведений написано в мажорных тональностях. Одна из характерных черт стиля Йозефа Гайдна – неиссякаемая фантазия и остроумие.
Истоки музыкального языка: австрийский музыкальный фольклор; интонации и ритмы немецких, венгерских, славянских, итальянских тем.
Вена была многонациональным городом (Австрию во времена Гайдна называли «Лоскутной империей»). На её улицах звучали немецкие,
итальянские, славянские, венгерские песни и танцы.
Жанры: Симфонии, камерные ансамбли, оперы, оратории, концерты для различных инструментов, произведения для клавира и др.
Новаторство: Йозеф Гайдн создал классические образцы симфоний, сонат, квартетов.
В зрелых симфониях (Лондонских) окончательно сформировалась классическая сонатная форма и сонатно-симфонический цикл.
В своем творчестве Гайдн утвердил основной метод симфонического развития – мотивно-тематическое (выделение из темы короткого активного элемента и его развитие). Обновил и обогатил народными интонациями тематический материал.
В последних симфониях окончательно сформировался состав симфонического оркестра: струнный квинтет (две группы скрипок – I и II, альт, виолончель и контрабас) и группа духовых инструментов, построенная по принципу парности: две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота,
две валторны, две трубы и литавры.
Симфония написана для парного состава оркестра (2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры и струнные).
нидерландского клавесиниста, органиста и дирижёра Тона Копмана.
Последний лондонский сезон Гайдна был связан уже не с концертами Саломона (тот в январе 1795 года отказался от своей антрепризы), а с Оперными концертами Дж. Виотти, известного итальянского скрипача и композитора. Они открылись 2 февраля 1795 года и проходили два раза в месяц в Королевском театре под руководством У. Крамера. Оркестр был еще больше, чем у Саломона, приближаясь по численности к современному: он состоял из 60 человек. В исполнении трех последних симфоний Гайдна пожелали принять участие лучшие музыканты, находившиеся тогда в Лондоне. Премьера 103-й симфонии состоялась 2 марта 1795 года под управлением автора и имела шумный успех.
Жанровая основа крайних частей – народно-танцевальная, а второй части – сарабанда или менуэт.
Сонатный цикл состоит в основном из трёх частей: быстро – медленно – быстро. Некоторые сонаты написаны в двух, реже в четырёх частях.
Гайдн обогатил, обновил тематизм народными интонациями. Выработал типовой аккомпанемент – всевозможные виды фигураций, основанные на движении по звукам аккордов: альбертиевы басы, фигурационные пассажи, ломанные арпеджио. Большое внимание уделял штрихам, динамике, акцентам.
Музыке сонаты присущи жизнерадостность, живость, детская непосредственность. Произведение состоит из трех традиционных частей.
Первая и третья части быстрые, действенные, радостные. Вторая часть медленная, глубоко сосредоточенная, скорбная.
Все средства выразительности (и в том числе серебристый тембр клавесина и его четкое острое звучание) направлены на достижение определенности, ясности, уравновешенности, четкости, яркости музыкального рисунка и музыкального образа сонаты Йозефа Гайдна.
Моцарт - первый композитор Австрии, решившийся на безумно смелый шаг и выбравший путь свободного художника. Завоевание независимости происходило в период 1777 - 1781 гг.
Если интересно узнать более подробно об этом периоде жизни - пройди по ссылке: https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/chernaya_m5.htm
Музыка Вольфганга Амадея раскрывает эмоциональный мир человека, рассказывает обо всех сторонах человеческой жизни – прекрасной, но наполненной конфликтами. Возвышенное и обыденное, трагическое и комическое – всё это в равной степени характерно для музыки великого композитора.
Истоки музыкального языка - Моцарт использовал элементы итальянской, французской, немецкой культур, народного и профессионального театра, различных оперных жанров. Большое влияние на творчество В. А. Моцарта оказала музыка И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Ф. Й. Гайдна.
Мелодия - Вольфганг Амадей – один из величайших мелодистов. Его мелодии сочетают в себе черты австрийской, немецкой народной песенности и танцевальности с певучестью итальянской оперной кантилены. Для многих мелодий композитора характерны изысканные хроматизмы, задержания.
Гармония - Классическая функциональная (основные функции: T, S, D). Моцарт расширил возможности мажоро-минорной системы (неожиданные, резкие модуляции, смелые тональные сопоставления). Полифония - Важное средство развития в инструментальных сочинениях, особенно в
разработках сонатных аллегро симфоний и квартетов.
Новаторство - Взаимодействие, взаимопроникновение жанров и стилей. Оперы В. А. Моцарта обогащаются приёмами симфонического развития. Вокальные мелодии интонационно насыщены. Темы в инструментальных сочинениях певучие, декламационно-выразительные.
Моцарт писал оперы разных типов и жанров: зингшпили "Похищение из сераля", "Волшебная флейта", оперы-buffa "Свадьба Фигаро", "Так поступают все", оперы-seria "Идоменей", "Милосердие Тита". Но при этом каждый из жанров Моцарт обновляет и обогащает путем привнесения элементов другого жанра и принципов венского классического симфонизма. Опера "Дон-Жуан", сочетает особенности музыкальной трагедии и
комедии и не относится ни к одному из этих типов. Сам автор называл ее веселая драма. Таким образом, наряду с К.В. Глюком, Моцарт был величайшим реформатором оперного искусства XVIII века. Он создал иной тип музыкальной драматургии. При этом Глюк стремился подчинить
музыку драматическому действию, а для Моцарта, наоборот, музыка являлась основой оперы.
В одном из писем к отцу Моцарт писал, что "в опере поэзия должна быть послушной дочерью музыки".
Традиционно действие в операх происходило в речитативах-secco (сухой). В вокальной музыке барокко и венской классики использовались такие речитативы, которые обычно сопровождались сухим аккомпанементом и исполняли функцию связок между ариями. При этом в речитативах отражалось драматическое действие, а в ариях - эмоциональная реакция персонажей на него. Одно из главных нововведений Моцарта в операх – перенесение действия из речитативов в арии, дуэты, ансамбли. Особенность ансамблей в том, что каждый из участников сохраняет свою интонационную индивидуальность.
Литературный источник - опера написана по комедии французского драматурга Пьера Бомарше "Безумный день или Женитьба Фигаро"
Либретто написал итальянский либреттист и переводчик Лоренцо да Понте. Русский перевод либретто осуществил П.И. Чайковский.
Премьера оперы состоялась в Вене 1 мая 1786 года и не имела большого успеха. Подлинное признание опера приобрела только после постановки в Праге (Чехия) в декабре 1786 года.
В основе сюжета – комические ситуации, недоразумения, переодевания. Яркие, реалистичные характеры, созданные В. А. Моцартом, не типичны для жанра оперы-буффа. Лишь некоторые персонажи комичны, например Марцелина, Бартоло.
Особенности оперы - в опере соблюдается классическое триединство времени, места и действия.
Структура оперы - в опере четыре действия.
Все события происходят в течение одного дня в замке графа Альмавивы близ Севильи (Италия).
В «Свадьбе Фигаро» переплетается комедийное и серьёзное. Несмотря на калейдоскоп комедийных ситуаций, вся опера проникнута мягкой поэтической лирикой.
Оркестр - многие сольные номера начинаются большими оркестровыми вступлениями.
Оркестр объединяет в единое целое разнохарактерные партии участников ансамблей.
Действующие лица:
Фигаро – слуга графа (баритон)
Сюзанна – горничная графини (сопрано)
Граф Альмавива (баритон)
Графиня Розина –жена графа (сопрано)
Керубино – паж (меццо-сопрано)
кто понял и оценил всю глубину таланта Моцарта. «Я считаю вашего сына величайшим композитором из тех, о ком я когда-либо слышал», - сказал он отцу Моцарта.
В клавирном творчестве Моцарта представлены сонаты, вариации, фантазии, рондо, концерты. Особенно выделяются сонаты и фантазии, написанные в первой половине 80-х годов. В этих произведениях Моцарт, творчески развивая традиции Иоганна Себастьяна и Филиппа Эммануила Бахов, а также Гайдна, достигает глубины и силы драматической выразительности, близкой к бетховенской патетике. Замечательным примером может служить Фантазия до минор, предшествующая сонате до минор .
Сонаты и концерты, которые Моцарт писал в изобилии, тесно связаны с его исполнительской деятельностью. В первые годы жизни в Вене он часто принимал участие в концертах, устраивал свои собственные «академии» (концерты). Его называли первым виртуозом своего времени. Игра Моцарта отличалась большой проникновенностью, одухотворенностью и тонкостью. Особенно поражал современников его талант импровизатора. В 1777 году Вольфганг Моцарт познакомился с пианофорте (так раньше называли фортепиано) работы А. Штейна и сразу оценил его достоинства.
В 1778-1779 гг была написана одна из самых знаменитых сонат Моцарта, известная как соната № 11 с "турецким маршем". Начата эта соната в Париже, а закончена в Вене. Поэтому, соната написана во французском духе. Сам Моцарт назвал ее не сонатой, а сюитой. Все части цикла имеют светлый, жизнерадостный характер: в сонате господствуют лирические образы. Строение сонаты не обычно, I часть - тема и 6 вариаций, II часть - менуэт в сложной 3-х частной форме, а III часть Финал - в необычной форме, трехчастной с припевом. В финале имитируются некоторые особенности янычарской музыки: подражание ударным инструментам, форшлаги, флейта пикколо (малая флейта). Вся эта часть основана на контрасте грациозной танцевальной основной темы и энергичного мажорного припева-рефрена.
№ 11 в исполнении латвийской пианистки
Ольги Егуновой
Симфония № 40 Соль минор
При жизни Моцарта из более чем пятидесяти его симфоний были изданы три. Из трёх симфоний 1788 года только Симфония № 40 соль минор прозвучала один раз в Вене. Сейчас это самая исполняемая симфония композитора.
Симфонии Моцарта до венского периода близки бытовой развлекательной музыке того времени. В зрелые же годы симфонии обретают индивидуальное содержание.
В. А. Моцарт – создатель лирико-драматической симфонии. Для неё характерны контрасты между частями, между главной и побочной партиями сонатного аллегро, а также внутри тем. Форму сонатного аллегро композитор применял не только в первой, но и во второй и четвёртой частях симфоний. Темы симфоний мелодически выразительны. Нередко они связаны с мелодиями из опер композитора. Во многих из них слышны интонации бытовой, народной музыки Австрии.
Оркестр Моцарта: Основную тематическую функцию выполняет струнная группа. Деревянная группа, состоящая из двух флейт (в Симфонии соль минор одна флейта), двух гобоев и двух фаготов исполняет и мелодию, и гармоническое сопровождение. В первоначальных редакциях Симфоний соль минор и до мажор нет кларнетов. Медная группа состоит из двух валторн, и, в некоторых случаях, одной трубы (в Симфонии соль минор только две валторны).
Рассадка оркестра - европейская
Людвиг ван Бетховен
Музыка Л. ван Бетховена действенна, активна, передаёт напряжённое биение мысли, конфликтное противопоставление контрастных образов, которые организованы неумолимой логикой целеустремлённого развития.
Великая французская революция 1789 года провозгласила свободу, равенство, братство.
Идеи революции, тяжёлые жизненные обстоятельства, болезнь, бунтарский темперамент –
всё это сформировало музыкальный стиль композитора, определило содержание и
новаторское направление его творчества.
Образы, которые использовал композитор в своем творчестве:
Героические: герой Л. Бетховена наделён несгибаемой волей, умом мыслителя. Он служит человечеству, преодолевая внутренние сомнения, препятствия, душевные страдания (симфонии № 3 «Героическая», № 5, № 9, увертюра «Эгмонт»).
Лирические: возвышенные, благородные, сдержанные (медленные части сонат и симфоний).
Образы природы: соната № 21 «Аврора», Симфония № 6 «Пасторальная или Воспоминание о сельской жизни» (в этой симфонии пять частей).
Истоки музыкального языка - музыка И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, Ф. Й. Гайдна, В. А. Моцарта. Оперы французских композиторов -
Ж-Ж. Руссо, А. Гретри, Л. Керубини. Французские массовые музыкальные жанры.
Фортепианная соната была для Людвига ван Бетховена главной формой выражения волновавших его мыслей и чувств, его главных художественных устремлений. По своему значению жанр сонаты в творчестве композитора равнозначен симфонии. В фортепианных сонатах вырабатывался его стиль и музыкальный язык. Идеи, найденные в сонатах, использовались в симфониях. Некоторые сонаты имеют программные названия:
соната №8 «Патетическая», соната № 21 «Аврора», соната № 23 «Аппассионата», соната № 14 «Лунная».
При этом сам композитор дал название только одной сонате, "Патетической".
Мелодии - простые, ясные, строгие, с движением по звукам аккордов, с внутренней энергией, украшений почти нет.
Жанровые истоки тем - марши, траурные шествия, гимны, хоралы, танцы, речитативы, песни.
Приёмы развития - мотивное, тональное, полифоническое.
Драматургия - обострённая контрастность между частями, разделами, внутри тем.
Характер частей - первые части: героические, напряжённые, драматические. Медленные части: созерцательно-отрешённые или лирико-философские. Финалы: взволнованно-ликующие, победные, народно-жанровые.
Форма - классическая трёхчастная (иногда с развёрнутыми вступлениями, кодами). Встречаются и двухчастные сонаты.
Первая часть – сонатное аллегро.
Вторая часть – трёхчастная или вариационная.
Третья часть – рондо (рондо-соната).
Новаторство - оркестровое звучание рояля, экспрессивная динамика, широкое использование крайних регистров и педали для создания мощи и колорита.
Программные названия имеют симфонии:
№ 3 («Героическая») и № 6 («Пасторальная или Воспоминания о сельской жизни»).
Симфония № 5 имеет авторский эпиграф, симфонию № 9 называют "Хоровой".
Среди увертюр Л. Бетховена наиболее известная «Леонора» (три варианта к опере «Фиделио»), а также «Кориолан» и «Эгмонт».
Бетховен и здесь выступает как композитор-новатор. Он драматизировал жанр, обострил контрасты между темами и между частями,
преодолел классическую уравновешенность эмоций, освободил симфоническую музыку от налёта развлекательности.
В финале Симфонии № 9 звучит хор на стихи оды немецкого поэта Фридриха Шиллера «К радости».
Начиная с Симфонии № 2 менуэт в третьей части заменён на скерцо (с итальянского - шутка).
Роль Бетховена в развитии оркестра особая! Он увеличил состав оркестра, ввел новые инструменты: тромбоны, флейту пикколо, контрафагот, а так же отделил строчку контрабасов от виолончелей. Состав оркестра: первые и вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы, флейта пикколо, две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, контрафагот, две валторны, две трубы, три тромбона, литавры.
Вершиной творчества Людвига ван Бетховена справедливо считается Девятая симфония, или симфония с хором, законченная в 1824 году. Полная революционного оптимизма, величественная симфония венчает творческий путь великого композитора, сумевшего преодолеть личное горе и страдания, сохранить непоколебимую веру в человечество и его прекрасное будущее и пронести эту веру через всю свою жизнь.
Эпиграф симфонии сформулировал сам Бетховен: «Так судьба стучится в дверь».
Программа симфонии: «От мрака к свету, через борьбу к победе».
Новаторство - Большие масштабы частей. Единство цикла в симфонии достигается отсутствием перерывов между третьей и четвёртой частями. Лейтмотив «судьбы» – сквозная тема, проходящая через все части симфонии.
Соло гобоя в репризе первой части Симфонии № 5 звучит как голос автора. Такое лирическое отступление – предвестник романтизма.
Реприза третьей части звучит на пианиссимо и пиццикато, оттеняя триумфальное звучание четвёртой части. В конце 4 части - масштабная финальная кода.
Увертюра - один из девяти номеров драмы.
Сюжет
В XVI веке народ Нидерландов (Голландия) восстал против своих поработителей – испанцев. Борьбу возглавил граф Эгмонт – смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Восстание заканчивается в 1576 году победой Нидерландов. В 1609 году было заключено перемирие, по которому Испания признала независимость части Нидерландов.
Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства и достойна только отрицания. Мечта – это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.
Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «Разум заблуждается, чувства – никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.
Расцвет творчества Шуберта приходится на 20-е годы XIX века, когда всё передовое, революционное подвергалось гонениям. О высоких идеях Великой французской революции – свободе, равенстве, братстве – нельзя было даже упоминать. Неудовлетворенность жизнью, протест находит отражение в искусстве, особенно в музыке.
Франц Шуберт был поистине одной из самых трагических фигур в истории музыки, его жизнь была тяжёлой и безрадостной, полной лишений и страданий. Она оборвалась в молодом возрасте – в 31 год, именно в то время, когда композитор ещё мог творить и радовать мир своими произведениями.
Предлагаю к просмотру документальные фильмы о жизни и творчестве великого австрийского композитора Франца Шуберта:
Восемнадцать произведений для музыкального театра, среди них: две оперы, семь зингшпилей.
Более четырёхсот танцев (вальсы, лендлеры, экосезы и др.).
Множество камерно-инструментальных сочинений. Среди них – фортепианная фантазия «Скиталец», квинтет «Форель». Но все же композитор вошёл в историю в первую очередь как создатель песен и песенных циклов.
В своих произведениях композитор передаёт душевное состояние простого «маленького» человека: его переживания, любовь, страдание, скитальчество, одиночество. При этом ярко отражаются образы природы, созвучные настроению, состоянию героя.
Истоки музыкального языка - народная песня (интонации австро-немецкой песни Lied), йодли (резкие скачки в мелодии, имитирующие эхо в горах), народный танец, итальянская кантилена. И, конечно же, музыка венских классиков: Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена.
Новаторство - проникновение жанра песни в область симфонии, камерную музыку.
Создание нового типа романтической симфонии и инструментальной миниатюры: музыкального момента и экспромта.
В шубертовских песнях есть всё – от народно-песенной кантилены и танцевальной мелодии до свободной или строгой декламации. При этом у Шуберта нет мелодических шаблонов. Для каждого образа он находит новую неповторимую характеристику.
Темы – любовная лирика, трагическое одиночество, природа.
Авторы стихов – Иоганн Гёте (около семидесяти песен), Генрих Гейне, Вильгельм Мюллер, Иоганн Майрховер, Людвиг Рельштаб.
Мелодии – распевные, декламационные, ариозного склада. Опора на жанр австро-немецкой песни Lied, одной из характерных особенностей которой является движение по звукам трезвучия.
Форма – куплетная (повторение неизменной мелодии, но с изменяющимся текстом), сквозная (музыка подчиняется содержанию текста, основана на свободном музыкальном развитии).
Партия фортепиано – передаёт мысли и чувства, создаёт характер героев, объединяет музыку разных разделов в единое целое. Фон часто изобразительный – помогает создать представление об окружающем мире и времени действия.
Портреты поэтов, на чьи стихи писал песни композитор:
Франц Шуберт написал свой первый вокальный цикл в 1823 году на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера. Шуберт включил в свой цикл 20 стихотворений Мюллера и работал над ним в Вене летом 1823 года. Летом 1824-го он поехал в Желиз, венгерское имение графа Эстергази фон Таланта, вновь, как и 6 лет назад, пригласившего его в качестве домашнего учителя. Здесь Шуберт познакомился с близким другом семьи Эстергази, 25-летним тенором-любителем бароном Карлом фон Шёнштайном, которому аккомпанировал в домашних концертах. Ярый приверженец итальянской оперы, Шёнштайн, однако, увлекся песнями Шуберта и впоследствии стал одним из лучших исполнителей его музыки. Особенно нравилась Шёнштайну «Прекрасная мельничиха», которая и была посвящена ему. Хотя первое публичное исполнение цикла состоялось в Вене лишь 32 года спустя после создания, песни из него сразу вошли в репертуар любительского музицирования. Этому способствовало венское издание, осуществленное непосредственно после сочинения, в 3 тетрадях на протяжении февраля-августа 1824 года.
«Прекрасная мельничиха» — первый романтический вокальный цикл. Это своеобразный роман в новеллах: каждая песня самостоятельна, но включена в общую линию развития сюжета, имеющего экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. Песни отличаются непритязательными, сразу запоминающимися мелодиями в народном духе, в простой, чаще всего куплетной форме. Фортепианное сопровождение нередко рисует картины романтически одушевленной природы: наряду с главным героем важнейшее место занимает образ его друга и утешителя-ручья.
Строение цикла: цикл можно разделить на две части:
Первая часть состоит из десяти светлых и безмятежных песен:
«В путь» (№ 1) – вступление.
«Моя» – (№ 11) кульминация первой половины цикла.
«Пауза» – (№ 12) остановка действия, лирическое отступление.
Вторая часть: настроение героя постепенно меняется от радости к разочарованию в любви:
«Любимый цвет» – (№16) скорбная кульминация.
«Колыбельная песня ручья» – (№ 20) заключение.
Чтобы подробно разобраться в музыке цикла, пройди по ссылке - https://www.belcanto.ru/or-schubert-mel.html
Утешением стал отзыв Бетховена, который в феврале 1827 года познакомился с более чем полусотней шубертовских песен. Вот как об этом рассказывал первый биограф Бетховена Антон Шиндлер: «Великий мастер, не знавший до того и пяти песен Шуберта, был поражен их количеством и никак не хотел поверить в то, что Шуберт к этому времени создал уже более пятисот песен... С радостным воодушевлением он неоднократно повторял: "Действительно, в Шуберте живет Божья искра!"» Однако взаимоотношения двух великих современников не получили развития: месяц спустя Шуберт стоял у гроба Бетховена.
Все это время, по воспоминаниям одного из друзей композитора, Шуберт «был мрачно настроен и казался утомленным. На мой вопрос, что с ним, он ответил только: «Вы скоро услышите и поймете». Однажды он сказал мне: «Приходи сегодня к Шоберу (ближайшему другу Шуберта). Я вам спою несколько ужасных песен. Они меня утомили сильнее, чем какие-либо другие песни». И он спел нам трогательным голосом весь «Зимний путь». До конца мы были совершенно озадачены мрачным настроением этих песен, и Шобер сказал, что ему понравилась только одна песня — «Липа». Шуберт на это возразил только: «Мне эти песни нравятся больше всех».
"Зимний путь", как и "Прекрасная мельничиха" был написан на стихи Вильгельма Мюллера и завершён всего за год до смерти композитора. Второй песенный цикл Шуберта стал одной из вершин мировой вокальной лирики.
Главная мысль «Зимнего пути» – «Чужим пришёл сюда я, чужим покинул край».
Тема - История несчастной любви, страданий и трагического одиночества юноши-подмастерья.
Строение - в цикле двадцать четыре песни: «Спокойно спи» (№ 1) – вступление, рассказ о былых надеждах и любви. «Весенний сон» (№ 11) – переломный момент в цикле. Три контрастных раздела олицетворяют столкновение мечты и действительности. Во второй половине цикла тема одиночества сменяется темой смерти: (№ 15 «Ворон», № 20 «Путевой столб»). «Шарманщик» (№ 24) – трагическая кульминация цикла. Это символический образ судьбы артиста, чьё искусство никому не нужно.
Чтобы подробнее познакомиться с музыкой цикла, пройди по ссылке - https://www.belcanto.ru/or-schubert-put.html
Сохранилось больше 250-ти шубертовских вальсов. Он сочинял свои вальсы, когда собравшиеся вокруг него друзья хотели потанцевать.
Шубертовские вальсы – небольшие пьески. Они несложны по фактуре, но дышат подлинным вдохновением.
Их можно разделить на две группы: первая - заразительно-весёлые, вторая – задумчиво-лирические.
В 1823 году Франц Шуберт написал шесть музыкальных моментов (op. 94), изданных в 1828 году.
Такое название этим произведениям придумал издатель М. Лейдесдорф.
Музыкальный момент (также, музыкальное мгновение) – это небольшая инструментальная пьеса, родственная экспромту.
Музыкальному моменту свойственны непосредственность, лирические высказывания и импровизационность.
Подобно другим романтическим сочинениям малых форм (экспромт, ноктюрн, прелюдия), музыкальный момент обычно выдержан в одном настроении.
Шубертом написано восемь экспромтов.
Экспромт (от лат. – «готовый, быстрый») – музыкальное произведение, сочинённое сразу, без подготовки.
Это название композиторы дают небольшим пьесам, обычно порывистого и импровизационного характера.
Экспромт должен производить впечатление импровизации под влиянием определённого настроения или переживания данной минуты.
Симфония № 8 "Неоконченная" си-минор
А в двух последних симфониях ярко выражены черты нового романтического стиля.
Судьба этих гениальных симфоний очень необычна.
Обе симфонии долгое время были неизвестны: до-мажорная симфония № 9 была обнаружена Робертом Шуманом в 1838 году, а симфония № 8 «Неоконченная» — найдена только в 1865 году венским дирижёром Иоганном Хербеком среди старых рукописей, сохранившихся у одного из друзей Франца Шуберта. Обе симфонии оказали влияние на композиторов второй половины XIX века, определив различные пути романтического симфонизма. Шуберт не слышал ни одной из своих симфоний в профессиональном исполнении.
Симфония № 8 "Неоконченная" си-минор - первая лирическая симфония, выраженная законченными романтическими средствами. Сохраняя основные принципы бетховенского симфонизма — серьезность, драматичность, глубину, — Шуберт показал в своём произведении новый мир чувств. Интимная поэтическая атмосфера, грустная задумчивость господствуют в ее настроении. И тем не менее здесь есть столкновение — серьезное, глубокое, напряженное. Вечный конфликт между действительностью и мечтой, живущей в душе каждого романтика, определяет драматический характер музыки. Все столкновения развертываются во внутреннем мире героя.
Год создания – 1822.
Шуберт создавал симфонию сначала в виде наброска («дирекциона»). Сохранились наброски-дирекционы трёх частей, в партитуре написаны лишь две первые части.
Восьмая симфония была посвящена музыкальному обществу в городе Граце, которому Франц Шуберт представил две части в 1824 году.
После 1822 года композитор к симфонии не возвращался, причины прекращения работы над ней неизвестны.
Основоположник польской классической музыки.
Шопен отличался страстной преданностью только одному инструменту. Композитора называли «поэтом фортепиано».
Главная тема творчества композитора – тонкая романтическая лирика, человеческие чувства, эмоции, переживания. У Шопена нет программных сочинений, композитор не использовал уточняющих, поясняющих замысел названий, литературных сюжетов.
Жанры – для фортепиано: от фортепианной миниатюры до крупных концертных произведений.
Камерно-инструментальные: трио для фортепиано, скрипки и виолончели; соната для виолончели.
Песни (самая известная – «Желание» из сборника «Сельские песни» друга Фридерика Шопена, выдающегося польского поэта Стефана Витвицкого.
Истоки музыкального языка - польский фольклор (народные лады, мелодии, ритмы, жанры), итальянская кантилена, итальянские жанры (тарантелла, баркарола), испанское болеро, марш, хорал.
Мелодии - индивидуальность мелодий в органичном сочетании вокальной кантилены, декламационных, речевых интонаций, танцевальных элементов. Важный элемент тем – разнообразные украшения (мелизмы).
Гармония и фактура - использование выразительных возможностей различных регистров (тембров). Гармонические фигурации, подголоски – всё поющее, мелодичное. Смелые, красочные тональные сопоставления, энгармонические модуляции, альтерированные аккорды, именной аккорд (D7 с секстой).
Новаторство - Шопен создал новый фортепианный жанр баллады (масштабные произведения, написанные под впечатлением от баллад Адама Мицкевича и польских дум). По-новому трактовал существующие жанры: драматизация и поэтизация танцев (мазурки, полонеза, вальса), этюда; прелюдия из вступительного жанра становится самостоятельным; скерцо (у Бетховена одна из частей симфонии) превращается в самостоятельный жанр не шутливого, а возвышенного драматического характера. Так же Шопен объединил различные жанры: хорал, полонез звучат в ноктюрнах; полонез – в мазурке; мазурка – в финале фортепианного концерта, в полонезе; прелюдия – как марш, мазурка, пастораль, элегия.
Для творчества Ф. Шопена характерны как классические, так и романтические черты.
Мазурки.
Мазурка – старинный польский танец, любимый жанр Ф. Шопена. Композитор обращался к ним на протяжении всей жизни, им написано 52 мазурки. Шопен называл мазурки «образки» («картинки»), они для композитора как своеобразные дневниковые записи. В мазурках Шопена певучесть, распевность сочетается с танцевальностью.
Роберт Шуман сказал о мазурках Шопена – «Пушки, прикрытые цветами».
Мазурки Ф. Шопена можно условно разделить на три группы:
Народные мазурки:
Основаны на трёх видах народных танцев:
- мазур (с «капризным» ритмом);
- куявяк – более плавный, с акцентом на любой доле такта;
- оберек – самый задорный, энергичный, с акцентом на второй доле третьего такта.
Бальные мазурки:
Торжественные, величавые по характеру. В них используются характерные средства выразительности: фанфары, хоральность фактуры, маршевость.
Лирические мазурки:
Имеют более медленный темп, сложный лад, декламационность. Некоторые из них представляют собой лирические поэмы.
Представляю ноты и аудио наиболее известных мазурок по одной из каждой группы: мазурка До мажор (ор. 56 № 2) из первой группы. Поляки называют её «мазуркой мазурок». Мазурка си-бемоль мажор (ор. 7 № 1) из второй группы. И Мазурка ля минор (оp. 68 № 2) из третьей группы.
Полонез – старинный польский трёхдольный танец (дословно «ходимый», «вышагиваемый»), со временем получивший французское название «полонез», что означает "польский"
Полонезы Шопена можно разделить на две группы:
1) Концертные виртуозные пьесы.
2) Эпические поэмы об истории Польши, в которых слышна скорбь, призывы к борьбе за свободу, вера в светлое будущее.
Особенности полонезов Шопена:
Оркестровое звучание фортепиано, охват крайних регистров, виртуозные приёмы. крупная аккордовая техника, сложная фактура, яркая динамика, энергичная ритмика. В некоторых полонезах присутствуют изобразительные элементы.
Почти все полонезы написаны в сложной трёхчастной форме.
Вальсы
XIX век прошел под символом вальса, его танцевали везде, во всех кругах общества. Вальс проник во все жанры профессиональной музыки – оперу, балет, симфонию, сюиту, приобрёл самостоятельное концертное значение. Оказал существенное влияние на развитие европейской музыки XIX и XX веков.
Вальсы занимают более скромное место в творчестве Шопена, их написано всего 17. Большинство вальсов состоят из нескольких эпизодов различного характера, которые имеют интонационное сходство, но часто контрастны друг другу.
Характерные черты вальса, его кружащееся движение, лиризм, изящество, пластичность в сочетании с типичной формулой аккомпанемента, обнаруживаются в некоторых мазурках, в скерцо, балладах.
Вальсы Ф. Шопена можно условно разделить на две группы:
1) Виртуозные концертные пьесы.
2) Лирические, тонкие, поэтичные.
Особенности вальсов Шопена: излюбленный приём композитора rubato – небольшое отклонение от темпа. В большинстве виртуозных вальсов композитор применяет разнообразную фортепианную фактуру: октавную и аккордовую технику, стремительные гаммы, изящные фигурации. В вальсах-миниатюрах – скромная фортепианная фактура.
Фридерик Шопен превратил прелюдию в самостоятельную инструментальную миниатюру. Он написал цикл из 24 фортепианных прелюдий во всех 24-х тональностях, расположенных по квинтовому кругу тональностей. Окончил их в Испании на острове Майорка в 1838-1839 годах. Цикл был издан в 1839 году.
Многие прелюдии Шопена написаны в одночастной форме, в форме периода. Цикл представляет собой своеобразную энциклопедию чувств и эмоций. Они являются откровенные лирические высказывания.
Жанровые прообразы прелюдий:
Ля мажор – мазурка; Фа-диез мажор – ноктюрн; Си-бемоль мажор – баркарола; Соль мажор – этюд; ля минор – трагический монолог; си минор – элегия; ми-бемоль минор – токката; до минор – траурный марш.
Прелюдия ми минор (ор. 28 № 4), по словам русского композитора и пианиста Антона Григорьевича Рубинштейна – одно из самых трагических произведений в мировой музыке. Её содержание созвучно с картиной Каспара Давида Фридриха «Дерево с воронами. Могильный курган», написанной в 1822 году.
Условно ноктюрны Шопена можно разделить на две группы:
- Лирические, созерцательные пьесы – в них преобладает чувство гармонии и красоты. Фактура состоит из выразительной, «поющей» орнаментальной мелодии и аккомпанемента – гармонической фигурации, охватывающей большой диапазон, создающей иллюзию пространства, воздуха.
- Трагедийные, драматические пьесы – в них слышна тревога, напряжённое размышление. В ноктюрнах этой группы два контрастных образа. Средние части – напряжённые, драматические – контрастируют крайним медленным частям.
Этю́д (фр. étude «изучение») — это инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя и инструмента.
Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и разных типов техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и др.).
Фридерик Шопен вывел этот жанр на новый уровень: его этюды не только являются упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах. Шопеном написано 27 этюдов: из них 24 сгруппированы в две тетради по 12 пьес (ор.10 и ор.25), и 3 этюда опубликованы отдельно без обозначения опуса. «Двенадцать больших этюдов» ор.10, созданный в 1831-1832 годах, содержат посвящение: «Моему другу Ференцу Листу». В Ф. Листе Шопен видел замечательного истолкователя своих произведений. Вторая тетрадь, датированная 1836 годом, посвящена писательнице, жене Ф. Листа Мари д'Агу
В каждом этюде представлен определённый тип фактуры и технический приём (октавы, терции, арпеджио и т.д.). Виртуозность, техническая сложность пьесы служат средством выразительности лирического или драматического содержания. Каждый же этюд в отдельности даёт определенный тип фактуры, технический приём, максимально соответствующий поэтическому образу. Весь комплекс средств – жанровые связи, гармония, динамика, педализация – принимает участие в разрешении этой творческой задачи. Большинство этюдов написаны в простой трёхчастной форме с единой тематической основой.